Современная бытовая техника часто оснащается системой самодиагностики. При возникновении неисправности пользователь получает указание на место появления дефекта. Как правило, на дисплее холодильника нет места для подробного описания проблемы, поэтому информация предоставляется в виде короткого кода, который надо расшифровать по таблице из инструкции по эксплуатации.
Что означает код F3
Генерация кода ошибки F3 в холодильнике Атлант в зависимости от конструкции холодильника означает:
- в агрегате традиционного построения (с «капельной» оттайкой холодильного отсека и ручным размораживанем морозильного) — проблема с температурным датчиком в морозильном отделении;
- в холодильном шкафу с сиcтемой No Frost – дефект датчика оттайки испарителя в морозильном отсеке.
- Дальнейшая диагностика и ремонт, соответственно, зависят от системы агрегата.
В любом случае можно предположить разовый сбой в системе управления. В интернете можно встретить совет – определить температуру в обеих камерах по ощущениям. Если она нормальная, то можно попробовать отключить агрегат из сети на несколько минут. После повторного включения в некоторых случаях ошибка снимается сама собой и холодильный шкаф работает дальше в нормальном режиме. Этот совет имеет под собой основания. Надо лишь добавить, что его можно попробовать даже в том случае, если температура внутри имеет отклонения от нормы.
Поиск дефекта в холодильниках с «капельной» оттайкой
Датчик температуры в современных холодильниках представляет собой устройство, изменяющее электрические параметры в зависимости от температуры окружающей среды. Устройство управления считывает этот сигнал и сравнивает температуру с заданной. В зависимости от разницы между этими значениями, даётся команда на включение или выключении компрессора.
Дополнительными признаками возникшей проблемы являются (в зависимости от характера неисправности):
- Постоянная работа компрессора, нарастание ледяной шубы.
- Или, наоборот, отключение компрессора, повышение температуры в морозильной камере и холодильном отсеке.
Датчик температуры в холодильниках Атлант обычно располагается в морозильном отсеке с левой стороны. Для самостоятельной диагностики можно произвести визуальный осмотр датчика и проводки (насколько получится). Возможно, удастся обнаружить механические повреждения, обрыв проводов, повреждение изоляции. Такой датчик подлежит замене.
Если датчик не имеет внешних повреждений, это не говорит однозначно, что он исправен. Проверить его можно либо с помощью приборов, либо временным подключением вместо него заведомо исправного датчика. В этом случае узел также подлежит замене.
Поиск дефекта в холодильниках системой No Frost
В холодильных агрегатах, оснащенных системой No Frost, код ошибки F3 генерируется при отказе датчика оттайки. Система автоматического размораживания представляет собой электрический нагреватель (ТЭН), который включается при появлении наледи на испарителе. Степень нагрева контролируется датчиком оттайки – это обычный терморезистор. Как только температура достигнет заданного уровня, процесс плавления льда прекращается.
Исправность датчика контролируется блоком управления. При выходе его из строя генерируется сигнал с кодом F3.
У неисправности есть дополнительный признак. При прекращении оттаивания и сопутствующем намерзании ледяного слоя могут забиться льдом каналы, по которым циркулирует холодный воздух. При этом в морозилке будет нарастать шуба, а в холодильном отсеке температура будет повышенной.
Так же, как и в предыдущем случае, можно осмотреть датчик и его проводку. Во многих моделях бренда Атлант добраться до него несложно – надо снять крышку на тыльной стенке холодильного шкафа.
Можно проверить состояние датчика мультиметром в режиме омметра. У исправного узла при комнатной температуре сопротивление должно быть примерно 4,7 килоом.
Кроме того, специалисты по ремонту холодильников отмечают, что код F3 может генерироваться при выходе из строя нагревателя оттайки (он также расположен на испарителе). В этом случае испаритель также покрывается слоем льда, лед перекрывает каналы для циркуляции воздуха и холодный воздух перестает поступать в холодильную камеру. ТЭН не ремонтируют – он подлежит замене.
Если замена датчиков произведена, а сигнал дефекта не сбрасывается, есть основания предполагать неисправность блока управления. К сожалению, если нет явных дефектов (вздувшихся или обгоревших электронных компонентов, следов перегрева на плате, оборванных дорожек и т.п.), в домашних условиях продиагностировать плату можно только заменой на заведомо исправную. Обычно до этого проходится весь путь с диагностикой датчиков, линий и разъемов – проблема электронного модуля маскируется под неисправности периферии.