Каждому владельцу стиральной машины-автомата (СМА) известно, что конструкция агрегата предполагает наличие резиновой манжеты между загрузочным люком и баком. Как и любой узел, резиновое уплотнение может выйти из строя и потребовать замены.
Назначение резиновой манжеты и причины, по которым требуется ее замена
Главная задача резиновой манжеты – не давать воде из бака попадать наружу во время стирки. Для этой цели используются свойства упругости и влагонепроницаемости резины – при закрытии дверцы люка герметизирующий узел плотно сжимается, прилегая к стенкам корпуса и люку и не оставляя щелей, а сквозь непромокаемое уплотнение вода не просочится.
Со временем резиновый уплотнитель может выйти из строя. Основными причинами появления дефектов являются:
- естественное старение резины;
- механическое повреждение (в том числе, в результате попадания в бак твердых и острых предметов);
- потеря упругости вследствие долгого хранения на морозе или долгого простоя с плотно закрытым люком;
- использование химически агрессивных средств для стирки.
В итоге уплотнение перестает выполнять свои задачи. Вода под действием центробежных сил начнет выдавливаться из бака наружу. Обнаружить проблему можно по появлению лужиц воды на полу перед фронтальной панелью агрегата. В этом случае придётся поменять резину – демонтировать старую и смонтировать новую.
Снять резинку с барабана стиральной машины с последующей установкой ее на место может потребоваться и при исправном уплотнителе – чтобы добраться до других улов СМА (например, до замка устройства блокировки люка).
Замена резинового уплотнения
Замена манжеты производится в несколько этапов. Для стиральных машин различных производителей их выполнение может отличаться, однако в любом случае ремонт начинается со слива остатков воды и отключения СМА из розетки.
Снятие внешнего крепления
Во многих моделях СМА (в частности, в популярных моделях агрегатов Индезит и Аристон) внешняя часть уплотнения крепится металлическим подпружиненным кольцом. Кольцо можно поддеть отверткой (лучше тупой, чтоб ничего не повредить). Еще удобнее использовать плоскогубцы специальной формы.
Некоторые производители вместо пружинного кольца применяют хомут (такая конструкция используется, например, в некоторых моделях стиральных машинах Samsung). Здесь надо найти винт, стягивающий хомут, и ослабить его. После удаления кольца или хомута манжету надо завернуть внутрь.
Если резиновый уплотнитель в порядке, но предстоят работы, например, по извлечению постороннего предмета из пространства между барабаном и баком, на этом этапе можно остановиться.
Снятие внутреннего крепления
Если манжету надо демонтировать полностью, то придется снять:
- верхнюю панель;
- приемник стирального порошка (надо аккуратно отжать защелки);
- нижнюю переднюю панель, прикрывающую отсек фильтра;
- фронтальную панель, вывернув несколько саморезов.
Кроме того, скорее всего понадобится демонтировать и блок управления – отключить разъемы (не обязательно, но так бывает удобнее) и снять плату (она крепится на защелках).
Если принято решение не снимать разъемы, плату можно временно прикрепить к корпусу в удобном месте скотчем – чтобы не мешала, и чтобы случайно не повредить.
Лучше снять и оба противовеса – в некоторых моделях они препятствуют снятию уплотнителя. Замок блокировки, как правило, помехой для выполнения работ не является, его снимать не обязательно. После этого надо ослабить хомут сливного шланга и отсоединить патрубок.
Некоторые специалисты меняют манжету без демонтажа передней панели. Однако такое действие требует большого накопленного опыта. Начинающий мастер вряд ли сумеет в таких условиях поставить уплотнитель правильно.
Основная цель разборки – получить доступ к внутреннему крепежному хомуту или кольцу. Снимаются эти крепления так же, как и наружные. После этого можно стянуть уплотнитель с посадочного места.
Обратная установка
В первую очередь, надо приобрести новый резиновый уплотнитель. Для каждой модели он может отличаться по размерам, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом или продавцом-консультантом.
Вместе с манжетой лучше приобрести и новые крепежные хомуты, даже если старые еще в нормальном состоянии.
При обратной установке можно было бы ограничиться стандартной фразой о том, что все выполняется в обратном порядке, ограничившись замечанием, что посадочное место надо тщательно очистить от накопившихся загрязнений и наростов остатков моющих средств (эта работа может потребовать аккуратности и терпения).
Но существует момент, на который надо обратить внимание – при установке надо следить, чтобы метки на корпусе СМА и на манжете совпадали. Удобнее всего начинать установку уплотнителя сверху, переходя к краям люка и так по кругу. Для облегчения установки можно смочить посадочную сторону манжеты каким-либо гелеобразным моющим средством.
Ни в коем случае нельзя применять синтетические смазочные масла и составы типа WD-40!
В остальном у домашнего мастера, благополучно добравшегося до этого этапа работ, проблем возникнуть не должно. Новый резиновый уплотнитель надо поставить на место старого, закрепить сначала внутренний, а затем внешний хомут. После этого надо внимательно осмотреть манжету на предмет отсутствия зазоров. Если все в порядке, можно произвести пробную стирку. При этом надо следить за отсутствием потеков как с внешней стороны, так и с внутренней.
Подтекание с внутренней стороны можно обнаружить по появлению лужиц на полу (лучше сдвинуть машину с места) или на поддоне (если он предусмотрен конструкцией).
Повреждение резинового уплотнителя не относится к критическим проблемам со стиральным агрегатом. Однако обнаружив утечку воды из бака, очень желательно как можно быстрее заменить манжету на стиральной машине. В большинстве случаев это несложно сделать самостоятельно.