Современные стиральные машины-автоматы (СМА) в целом надежны, но рано или поздно в любом агрегате что-то выходит из строя. Владельцы машины любого бренда в процессе эксплуатации могут столкнуться с различными проблемами, включая неприятное явление, когда при попытке запустить стирку не крутится барабан в стиральной машине
Устройство электрического привода барабана
Для начала надо получить общее представление об устройстве электропривода СМА. Существует две основных схемы передачи мощности от вала двигателя к барабану стиральной машины:
- ременный привод;
- прямой привод (direct drive).
В первом случае на валу электродвигателя устанавливается шкив. Другой шкив монтируется на валу барабана. Оба шкива соединены между собой ременной передачей.
Если разработчики СМА выбрали прямой привод, то в этом случае мощность передается непосредственно с вала мотора на вал барабана. Оба вала размещаются аксиально и соединяются резьбовым стержнем.
Сравнение достоинств и недостатков обоих технических решений лежит за пределами данного обзора, однако очевидно, что схема отбора мощности с ременным приводом содержит большее количество элементов, каждый из которых может служить причиной проблемы, имеющей прямое отношение к теме.
Причины неисправности и их устранение
В отдельную группу можно выделить дефекты, характерные для системы с ременной трансмиссией. Они связаны с элементами, которых нет в СМА с direct drive.
Износ передаточного ремня
Ремень, передающий при стирке вращение от шкива электромотора на шкив барабана, постоянно подвергается механическому воздействию, приводящему к износу и растяжению этого элемента трансмиссии. Начальную стадию развития дефекта можно заметить по:
- снижению скорости вращения барабана, вызывающему плохое качество отжима;
- рывкам при вращении;
- появлению посторонних звуков.
В итоге ремень может порваться или слететь со шкивов. Это приведет к невозможности вращения барабана. Ремень надо заменить. Обычно для доступа к нему достаточно снять заднюю стенку.
Не надо спешить выбрасывать старый ремень. Лучше взять его с собой в магазин, чтобы облегчить продавцу подбор замены. В крайнем случае, можно сфотографировать или записать его номер (если он не стерся).
Плохая затяжка крепления шкива
Шкив крепится к валу барабана винтом. Если сборка узла выполнялась на заводе, она, как правило, надежна (обычно имеется противоположная пробелам при ремонте — как вывернуть этот винт). Если СМА подвергалась ремонту (самостоятельному или в условиях сервисной мастерской), гарантии нормальной затяжки нет. Случается, что в процессе эксплуатации винт еще больше ослабляется, механическая связь с ведомым валом исчезает, машинка характерно гудит, но не крутит барабан.
Проблема решается затяжкой винта крепления. Он может иметь шлиц под отвертку «звездочка», и при приложении для нормальной затяжки потребного усилия шлиц может сорваться. Лучше сточить часть головки винта и затянуть его с помощью разводного ключа.
У некоторых производителей (например, Индезит) винт может иметь левую резьбу. Это надо выяснить до начала затягивания.
Часть проблем характерна для обоих типов приводов. Однако подход к устранению проблемы может быть различным.
Выход из строя электродвигателя
В современных стиральных машинах используется два типа двигателя:
- Коллекторный.
- Бесщеточный, который не совсем правильно называют инверторным.
Бесщеточный двигатель чаще применяют в агрегатах direct drive (в аппаратах производства LG, Haier, Hiberg и некоторых других), хотя нет никаких принципиальных ограничений на использование таких электрических машин для ременной трансмиссии. Коллекторный используют в традиционных конструкциях.
Оба технических решения имеют свои недостатки и достоинства. Несмотря на существующие мифы, надежность обоих типов примерно одинакова. Многолетняя гарантия на «инверторный» электромотор — скорее, маркетинговый ход.
Как у одной, так и у другой конструкции могут выйти из строя:
- обмотки (короткие или межвитковые замыкания, повреждение изоляции);
- подшипники (износ и разрушение).
При возникновении таких дефектов барабан, естественно, не вращается, даже если блок управления выдает команду на выполнение программы стирки. Чаще всего такие двигатели не ремонтируют, а заменяют. Снятие коллекторного двигателя несложно. Доступ к нему осуществляется через тыльную панель. У СМА с ременным приводом надо снять ремень, затем отвернуть два (иногда три) крепящих болта.
У СМА с прямым приводом надо вывернуть крепящий винт на оси. Для этого надо каким-либо образом зафиксировать барабан, чтобы он не мог вращаться (удобно выполнять такую работу с помощником, но можно и без него).
Нельзя фиксировать барабан, вставляя отвертку или другой предмет в щели. Это приведет к повреждению катушек.
Коллекторные двигатели, кроме того, содержат щеточный узел, состоящий и щеток и коллектора. Щетки в процессе работы стираются, в итоге их длина становится недостаточной для нормальной работы и двигатель перестает вращаться. Это самая простая ситуация — заменить щеточный узел несложно и недорого, эта операция относится даже не к ремонту, а к техническому обслуживанию электромотора.
Щетки диагностируются визуальным осмотром. Считается, что они становятся непригодными к эксплуатации при длине менее 7 см.
Заклинивание барабана
Случается, что барабан заклинил и перестал вращаться, несмотря на то, что двигатель и трансмиссия исправны. Чаще всего это происходит вследствие одной из двух причин:
- попадание постороннего предмета в пространство между барабаном и баком;
- разрушение подшипников барабана.
В первом случае есть шанс обойтись малой кровью. Надо снять резиновую манжету и попытаться извлечь застрявший предмет. Если повезет, и это удастся сделать, то проблема решена. Если нет, то придется разбирать СМА, чтобы добраться до бака.
Разбирать агрегат однозначно придется и при разрушении подшипников. Эта работа объемна и требует определенных навыков.
По статистике, период службы подшипников барабана не связан с типом привода СМА.
Статья по теме: Самостоятельная замена подшипника в стиральной машине Индезит
Выход из строя системы управления
Иногда выходит из строя система управления, управляющая, помимо прочего, вращением электродвигателя — выдачей команд пуска и остановки, регулировкой скорости и т.п. У СМА с инверторным двигателем она более сложная, так как в нее, помимо программного устройства, входит еще частотный преобразователь напряжения.
У агрегатов с коллекторным двигателем в самом простом случае может выйти из строя силовой элемент — симистор. Его несложно проверить и заменить. Остальная часть схемы для тестирования требует специального оборудования и знаний.
Самый достоверный способ диагностики электронных модулей — временная замена на заведомо исправный. Однако этот путь требует наличия дополнительной платы, которая стоит недешево.
Неготовность агрегата к стирке
Особая ситуация — если система привода и схема управления полностью исправны, но команда на запуск не формируется из-за дефектов в других периферийных узлах. Проблема может быть в любом месте, например:
- не плотно закрыт люк загрузки;
- ложную команду выдает реле уровня (прессостат);
- неисправен впускной клапан;
- проблемы с тахометром.
В последней ситуации барабан может сдвинуться с места и снова остановиться.
Все эти проблемы в большинстве случаев вызывают генерацию кода ошибки. Например, при неплотно закрытой дверце СМА производства Самсунг будет индицировать сочетание dE или dC. Некоторые агрегаты умеют определять дисбаланс белья. Если вещи распределены в барабане неравномерно, программа стирки также не запустится. Чтобы локализовать дефект, надо обратиться к таблице кодов.
С большинством проблем, описанных в обзоре. может справиться домашний мастер, обладающий средними навыками и обычным набором инструментов. Если одна или другая составляющая успешного ремонта отсутствуют, лучше обратиться в сервисный центр к специалистам.