Современная бытовая техника (включая стиральные машины), сообщает пользователю о неисправности в виде цифро-буквенного сочетания. Этот код надо расшифровать по специальной таблице и приступить к локализации проблемы. Например, владельцы стиральных машин Bosch могут столкнуться с ситуацией, когда на индикаторе агрегата генерируется сочетание E17.
Диагностика причин появления кода E17
Сопоставив код и расшифровку проблемы, можно понять, что стиральная машина прервала стирку по причине превышения заданного времени наполнения воды. В процессе стирки машина несколько раз дает команду на набор воды в бак (с последующим сливом в конце цикла) и ждет установленный период. Если за это время реле давления (прессостат) не выдало сигнал о достижении заданного уровня жидкости, программа прерывается и код Е17 выводится на табло. Причины этого неприятного для владельца СМА явления могут быть различными.
На практике подобная проблема может отображаться, как E17, так и F17 – на стиральных агрегатах предыдущих лет выпуска для кодировки применялось сокращение слова Fault (неисправность), а в современных моделях — сокращенное Error (ошибка).
Отсутствие давления воды в водопроводе
Бак наполняется водой под давлением, присутствующим в питающем водопроводе. Если давление отсутствует, значит, жидкость в стиральную машину поступать не будет, блок управления выждет заданное время и прервет выполнение программы.
В этом случае придется отложить стирку до выяснения причин отсутствия воды в водопроводе и восстановления работоспособности питающей сети, но в первую очередь лучше проверить состояние крана, перекрывающего воду, идущую в стиральную машину – он может быть случайно или намеренно перекрыт.
Засор заливного шланга
Обычно вода из водопровода поступает достаточно чистая (без механических примесей), поэтому засор заливного шланга – явление достаточно редкое. Скорее, может иметь место значительное сужение сечения патрубка в результате длительного (годами) накопления осадка на его стенках.
Этот дефект обнаруживается визуальным осмотром. В первую очередь надо выявить, нет ли на шланге перегибов – тогда проблема решается их устранением.
Затем надо отключить машинку от электрической сети (с этого начинаются любые действия по диагностике агрегата!). Потом шланг демонтируется и осматривается изнутри – насколько получится. Также надо осмотреть сетчатый входной фильтр – возможно, он требует очистки.
Можно попробовать прочистить засоренный шланг, а можно его заменить.
Дефект заливного клапана
Модуль управления контролирует заливку воды, подавая и отключая напряжение на соленоид заливного клапана. При подаче напряжения клапан открывается, позволяя воде поступать в бак, при снятии напряжения клапан перекрывает поток жидкости.
Если клапан не открывается (проблема может быть как в электрическом приводе, так и в механическом узле), стиральная машина не набирает воду. Через заданный промежуток времени процесс прерывается, в стиральной машине Bosch генерируется ошибка E17.
Для диагностики надо добраться до клапана (это можно сделать, сняв верхнюю крышку СМА). В первую очередь надо снять электрические контакты и прозвонить тестером обмотку. Если мультиметр показывает бесконечное сопротивление, значит в обмотке обрыв, узел подлежит замене. Межвитковое замыкание тестером не определить. Для достоверной проверки надо подать на контакты клапана ~220 вольт от стороннего источника и посмотреть, срабатывает ли он, и открывает ли он поток воды. Если нет – клапан меняют.
Неисправность реле уровня
Случается, что система набора воды полностью исправна, однако сигнал о наполнении бака в модуль управления не приходит. Проблема может скрываться в прессостате.
Реле находится в верхней части корпуса СМА, для доступа обычно надо снять лишь верхнюю крышку. Для диагностики надо будет снять с прессостата клеммы электропроводки, демонтировать трубку (для этого потребуется разжать хомут), надеть заранее подготовленный патрубок примерно того же диаметра и подуть в него.
Дуть не обязательно ртом – можно использовать резиновую грушу или шприц.
Должны быть слышны отчетливые щелчки. Если одновременно контролировать сопротивление на клеммах мультиметром, то в момент пощелкивания должны наблюдаться переходы от бесконечного сопротивления к нулевому и наоборот. Вышедшее из строя реле уровня чаще всего меняют, а не ремонтируют.
Выход из строя модуля управления
Если остальные системы и периферия проверены и исправны, а сигнал неисправности не исчезает, есть основания предполагать неисправность блока управления. Визуальный осмотр обычно ничего не дает – за исключением явных проблем (подгорания дорожек, вздутия и почернения электронных компонентов), которые возникают далеко не в каждом случае.
Проблема с модулем управления обнаруживается обычно в последнюю очередь. Достоверно продиагностировать ее можно только заменой блока на заведомо исправный.
Устранение большинства проблем, связанных с генерацией кода E17 (F17) доступно среднему домашнему мастеру. Однако, если нет уверенности и набора нужных инструментов, лучше обратиться к специалистам.