Определенные колебания (вибрация) во время работы вполне характерны для стиральной машины-автомата (СМА). Разработчики современных агрегатов делают все, чтобы снизить это неприятное явление, однако полностью компенсировать законы физики недорогими способами пока не получается. Если же вибрация переходит определенный уровень и машина при повышенных оборотах (например, в режиме отжима) вибрирует явно не так, как обычно, ситуация является нештатной и требует поиска источника проблемы.
Причины возникновения повышенной вибрации и их устранение
Вызвать повышенную амплитуду колебаний могут различные причины. Для устранения нештатного эффекта вредный фактор надо локализовать и ликвидировать.
Транспортировочные болты
Бак СМА с барабаном внутри подвешен внутри корпуса на системе из демпферов и пружин, на которых он свободно амортизирует. Однако при транспортировке бак надо фиксировать – в противном случае при ускорениях, направленных в разные стороны, он может повредиться сам и повредить периферийное оборудование. Такая фиксация производится болтами (для СМА с фронтальной загрузкой они ввинчиваются со стороны тыльной панели).
При нормальной эксплуатации бак не должен находиться в фиксированном положении, но если забыть вывернуть винты, демпфирующая подвеска работать не будет. Если стиральная машина прыгает при отжиме при первом же включении, надо проверить наличие транспортировочных креплений и удалить их.
Предупреждения о необходимости вывинчивания фиксирующих метизов даются крупным шрифтом в инструкции, а также об этом должны предупреждать продавцы СМА в магазинах. Повышенная тряска вызывает увеличенную нагрузку на узел подшипников и ведет к его преждевременному износу.
Неверная установка агрегата
Система демпифрования СМА правильно работает только при строго горизонтальной установке стиральной машины. Пол в месте установки далеко не всегда бывает ровным и горизонтальным. Чтобы преодолеть эту проблему, разработчики машин предусматривают регулировку ножек машин по длине. Перед началом эксплуатации надо выполнить эту операцию с помощью строительного уровня. Потребуется подобрать длину каждой ножки так, чтобы уровень показал горизонталь во всех направлениях.
Если уровня нет, можно использовать специальное приложение для смартфона (это даже удобнее). Если это невозможно, можно применить различные домашние хитрости, вроде тарелки с водой.
Выравнивать машину надо так, чтобы между ножками и полом не было никаких зазоров. Рекомендуется применять специальные демпфирующие прокладки, которые надо подкладывать под каждую ножку. Они нивелируют небольшие перепады высоты (которые могут возникнуть и впоследствии). Неплохо работает и антивибрационные коврик.
При установке СМА надо соблюдать зазор не менее 1-2 см между корпусом агрегата и стенами (или другими предметами — мебелью и т.п.).
Неправильное расположение вещей в барабане
Любая инструкция на бытовой стиральный агрегат предупреждает, что вещи внутри барабана должны быть расположены равномерно. Если это не так, то во время вращения на повышенных оборотах, характерных для отжима, возникающие моменты приводят к повышенной тряске бака, которую не в состоянии компенсировать демпфирующая система. Если замечено, что СМА скачет при отжиме, лучше остановить программу, открыть люк и распределить содержимое барабана более равномерно по его окружности.
В некоторых ситуациях исправить проблему равномерным распределением невозможно. Это относится к случаям, когда вещей слишком много или слишком мало (или загружена одна, но большая вещь). Перегрузка сама по себе сокращает срок службы подшипников, поэтому таких стирок лучше избегать – лучше постирать два раза. Второй случай ненамного лучше. Если есть возможность, лучше подождать, пока вещей накопится побольше или все же попытаться расположить имеющиеся более равномерно.
Алгоритм работы некоторых СМА предусматривает снижение скорости отжима при повышенной вибрации или даже пропуск этой стадии стирки.
Посторонние предметы внутри барабана или бака
Иногда в барабан попадают посторонние предметы. Если они имеют достаточные размеры и вес, эти предметы могут внести серьезный дисбаланс и увеличить вибрацию. Обнаружить посторонние элементы можно по постороннему ритмичному звуку – чем выше обороты, тем интенсивнее стучит нештатный объект. В этом случае лучше остановить стирку, удалить предмет и запустить программу заново.
Еще хуже, когда посторонний элемент попадает в пространство между барабаном и стенкой бака. Вероятность такого попадания невелика, но она не равна нулю. В этом случае опасность состоит не только в повышенной вибрации, но и в возможности заклинивания барабана, что может привести к разрушению подшипников или выходу из строя электродвигателя.
Проблема в том, что удалить такой предмет очень сложно. Возможно, для этого придется разобрать бак, что потребует разборки практически всей СМА.
Особенно трудоемким будет ремонт, если бак имеет неразборную конструкцию.
Рекомендуем: Как делать чистку барабана стиральной машины
Неисправность системы подвески
Подвеска бака состоит из пружин и демпферов:
- демпферы расположены снизу, бак на них опирается;
- на пружинах бак повешен сверху.
Назначение демпферной системы – компенсировать вибрацию и толчки во время стирки. Если элемент или несколько выходят из строя, погасить колебания не получится.
Если машина стучит, надо провести диагностику устройств демпфирования. Иногда определить проблему с подвеской можно визуально – барабан (вместе с баком) сдвигается в сторону неисправного элемента. Для большей достоверности можно нажать на барабан так, чтобы он вместе с баком отклонился в сторону, и резко отпустить. При неисправностях подвески система бак-барабан на место не вернется или будет сильно колебаться, в зависимости от характера проблемы.
Заподозрить неисправность демпферной системы можно и при периодическом соскальзывании приводного ремня.
Для окончательной диагностики надо осмотреть демпфирующие устройства визуально. В некоторых СМА для этого достаточно снять заднюю крышку, в других – передние или боковые панели, в третьих потребуется частичная разборка агрегата. Порядок демонтажа элементов подвески тоже зависит от производителя СМА.
Ремонтные комплекты для демпферов не продаются, поэтому неисправный узел обычно меняют полностью.
Поломка узла вращения
Вал барабана машины вращается на полуоси, которая крепится в двух подшипниках. Для защиты узла от попадания влаги предусмотрен сальник. От состояния каждого элемента зависит плавность вращения и отсутствие рывков, приводящих к тряске.
Барабан машины с вертикальной загрузкой имеет две полуоси, каждая из которых оснащена своим подшипником.
Узел подшипников во время работы испытывает серьезные нагрузки и среди всех составных частей агрегата наиболее подвержен износу. Особенно влияет на долговечность узла неправильная эксплуатация — превышение установленных норма загрузки.
На начальной стадии развития дефекта наблюдается свист в режиме повышенных оборотов (например, при отжиме). Этот звук напоминает свист турбины реактивного самолета при запуске. По мере развития свист появляется при более низких оборотах, переходит в стук, скрежет, вибрацию. На конечных стадиях неисправности СМА трясется в любом режиме.
Окончательно диагностировать проблему можно, открыв люк и покачав барабан. Он должен качаться на подвеске вместе с баком, как единое целое. Если наблюдается люфт, это означает, что подшипники изношены. Эксплуатировать такую СМА дальше нельзя, требуется замена подшипников и сальника. Ремонт в этом случае будет трудоемкий, так как потребуется разобрать практически всю машину – надо будет добраться до барабана и демонтировать его. Проблема усугубляется, если агрегат имеет неразборный бак. Если нет навыков и хотя бы минимального набора инструментов и материалов, работу лучше поручить специалистам.
Это основные причины возникновения сильной вибрации у машины-автомата. На самом деле колебания и шум могут быть вызваны и иными факторами, например, попаданием постороннего предмета в сливной насос. При этом вредное явление будет возникать только во время слива воды, и может быть легко локализовано. Эта причина, как и другие не перечисленные, достаточно редка и вряд ли может вызвать сильную тряску СМА.